«Пищевая» офсетная краска – обман или заблуждение?

6 февраля 2023

Последнее время я часто слышу, что типографии используют «пищевую» листовую офсетную краску. При более глубоком разбирательстве оказывается, что покупатели такой краски даже толком не знают, чем отличаются друг от друга:  пищевые, низкомиграционные и краски на растительном сырье. Подозреваю, что эта путаница пошла от одного их алматинских поставщиков листовых офсетных красок.   Он принял за чистую монету  декларированные одним из китайских производителей необоснованные заявления в описании краски или просто воспользовался этой декларацией.

Попробуем разобраться.

  1. Пищевая краска – это краска, которая может напрямую касаться продуктов питания. Или даже наноситься  на продукты питания или покрывать их.  Это, в общем, и не краска в её традиционном понимании. Такие краски и лаки применяют часто для колорирования шоколадных изделий, конфет, тортов и так далее. Это всегда природные компоненты и красители, получаемы из растений, насекомых и животных. То есть эти краски съедобны. Цены на эти краски просто запредельны и производят их штучные компании  в США и Японии. Я сталкивался с такими красками и лаками, когда работал в компании, которая, помимо типографских услуг, начинала выпуск и специальных партий шоколадных изделий. Например, получался “золотой” шоколад. Если не ошибаюсь, то в основе такого “золотого” лака использовался Гумми Арабик и какая-то вытяжка из раковин моллюсков. Не считаю нужным останавливаться на этой теме – это очень узкий и редкий класс продуктов.
  2. Низкомиграционные краски. Например, в линейке Хубер они имеют аббревиатуру MGA. Эти краски можно назвать “вычищенными” офсетными красками. Из них извлекли (не добавляли), по возможности, всё то, что может иметь, даже гипотетически, канцерогенный эффект (например, кобальтовые сиккативы, минеральное масло и так далее) и вызывать резкий запах. Самый главный агент, который образует резкий запах – это смолы, которые обеспечивают оксидативную сушку офсетной листовой краски. При окислении этих смол и образуется львиная доля неприятного запаха. Эти смолы удалены. Но, тут и начинаются проблемы – эти краски без смолы не обладают практически никакой стойкостью на истирание и царапание. Выглядит это так, что и через 2-3 недели они будто и не собираются высыхать. Поэтому эти краски в обязательном порядке нужно покрывать сверху лаком (обычно ВД-лаком). Но, опять же, не любым лаком,  а лаком с низким запахом, специальным. При печати такими красками, чтобы низкомиграционный эффект был достаточным, нужно использовать специальные низкомиграционные концентаты увлажнения, смывки, очистители пластин, добавки в краску (например, печатную пасту) и так далее. Если хотя бы что-то из этого списка не выполнить, то получится, что вы печатаете проблемной (для печатников и постпечатников) и дорогой краской, не имея никакого эффекта. Дорогой потому, что эта краска в 2,5-4 раза дороже обычной минеральной офсетной краски.
    По сути, производители красок просто гарантируют, что, когда ваши листы складываются в пачку на приёмке печатной машины, то с лицевой стороны нижнего листа на обратную сторону верхнего листа может перенестись меньшее количество загрязняющий веществ и запах будет ниже.
  3. Краске на основе растительного сырья. Этих красок на нашем рынке около половины – то есть каждая вторая. В линейке любой красочной компании есть такие краски. В этих красках минеральное масло заменено на льняное, соевое или рапсовое масло. То есть, эта краска содержит всё то-же самое, что и минеральные краски (в том, числе и смолы для оксидативной сушки, которые создают запах). Но, сбалансировать печатные свойства такой краски сложно и, наиболее честные производители, всё же пишут, что содержание минерального масла менее, например, 1%.  А, обычно, в “красках на растительной основе”  всё равно 10-15% минерального масла от общей массы всех масел. Мало того, растительные масла зачастую имеют и свой существенный запах, который добавляется к остальным и такие краски могут пахнуть даже сильнее, чем минеральные.  Но за эту, вроде как большую экологичность, нужно доплачивать и они на 10-25% дороже полностью минеральных красок. Печатать такими красками не намного сложнее и ваш печатник может даже не понять, что перешёл с минеральных красок на растительные краски. Но, что можно сказать с определённостью то это то, что эти краски никакие не пищевые и, если это утверждают продавцы, то это или заблуждение, или обман.

Я перечислил краткие особенности красок, которые огульно и не оправданно называют «Пищевыми» и осознанный выбор за вами.


Технолог компании ВИП Системы Фанайлов В.Н.