Высокие технологии в полиграфии Казахстана. Не можем или не хотим?

15 марта 2023

За тридцать лет работы в полиграфической отрасли, посещая иногда выставки и семинары, читая профессиональные периодические издания, часто вижу новые технологии, которые должны продвинуть полиграфию вперёд. Но, по прошествии времени, оказывается, что эти технологии не получают широкого распространения и становятся очередным “эксклюзивом” для особо взыскательных клиентов и только в некоторых типографиях в Казахстане. Как-то раньше я просто этому удивлялся, но в целом, особо не анализировал. Как же так? Вроде, очень интересные технологические решения, но в массовое производство так и не укоренившиеся? Что пошло не так? Я рассмотрю в этой статье некоторые конкретные новшества, так и канувшие в лету или ставшие редким явлением, и попытаюсь понять причины, которые к этому приводят.

Итак:

  1. Со стороны конечного потребителя. Конечный потребитель полиграфической продукции – это производитель какого-либо товара или продавец, который использует полиграфическую продукцию. Любой производитель или продавец, в конечном итоге, стараются получить прибыль. Мало того, прибыль нужно увеличивать. Как правило, кроме информационной функции (не важно, этикетка это или журнал) и упаковочной, полиграфическая продукция имеет ещё задачу задержать внимание покупателя, привлечь и заинтересовать. Именно “привлечь” и “заинтересовать”. А, впоследствии, и купить - это, во многом, задача современной упаковки и полиграфии, в целом, кроме более утилитарных функций по сохранению, защите и хранению товара. Если в ряду подобной продукции, один из товаров чем-то выделяется, то, как минимум, покупатель попытается его рассмотреть или присмотреться, потрогать, удивится особой форме или оригинальному оформлению – задача по привлечению выполнена. И тут кажется, что все эти технологические новинки, креативные решения и новейшее оборудование только увеличат узнаваемость товара, его привлекательность, но… Тут выходит из тени прозаичный финансовый фактор. Для наглядности, возьмём анонимного производителя напитков. Допустим, он производит (себестоимость) свою бутылку с напитком за 100 тенге по сумме затрат, а этикетка на этой бутылке ему обходится в 5 тенге – или 5% от себестоимости, а продаёт за 150 тенге. Продажи не растут! На рынке есть подобная продукция и, как кажется, более красиво и оригинально оформленная. Нужно что-то делать! В типографии этому производителю предлагают новую, прогрессивную отделку этикетки или новую форму, или вообще новую технологию наненсения этикетки (например, заменить наклеиваемую этикетку на термоусадочную или наоборот). Новая передовая этикетка будет стоить, например, 10 тенге. Разница существенная – в 2 раза. Хотелось бы использовать новую этикетку, но встаёт вопрос – каким образом эти дополнительные затраты компенсировать? Пути только два. Или повысить цену. Просто добавить увеличение цены этикетки в затраты и иметь примерно ту же себестоимость, а цена для потребителя вырастет. Или оставить прежнюю цену, уменьшив свою прибыль, в надежде наверстать всё за счёт будущих увеличившихся продаж. Не говоря уже о том, что, если нужно будет приобретать новое оборудование (например, при переходе с наклеиваемой этикетки на термоусадочную, аммортизационную стоимость которого тоже придётся включить в себестоимость). Но, допустим, что оборудование менять не придётся. Что выбрать? Я бы выбрал второе. Особенно, если товар сезонный. Предположим, что и этот производитель решил так же. Изготовлена новая этикетка, наклеена, и товар пошёл в продажу. Продажи выросли… но ненадолго. Что случилось? Думаю, вы уже догадались. Как бы красиво он не был упакован, но товар, который слишком дорогой, по сравнению с подобными, или не отличается хорошими потребительскими свойствами (например, в случае с напитком – не обладает интересным вкусом или привлекательным составом), то потребители, среагировав на красивую упаковку, попробовав один раз, больше не станут покупать его, несмотря ни на что. Естественно, продажи снова упали и увеличившиеся затраты себя не оправдали. А, зачем такому производителю тратить на упаковку больше, если это ничего не меняет? И возвращается “старая” простая этикетка. Может, ещё и цену скинут, чтобы хоть как-то удержаться на рынке и привлечь покупателей. Я это к тому, что преувеличивать важность упаковки и полиграфического оформления не стоит, если сам товар не годный. Хорошие продажи зависят от гораздо большего количества факторов. И это я привёл пример этикетки для массового потребителя. Если же товар хороший, цена умеренная и “людская молва” о нём положительная, то и с простой упаковкой продажи будут расти.

Но, давайте рассмотрим и другой пример. Представим производителя, например, косметики.Допустим, себестоимость его продукции 2000 тенге, стоимость этикетки 10 тенге (0,5%), а продажная цена 4000 тенге – то есть себестоимость этой косметики составляет 50% от продажной цены.Предположим, что новаторская этикетка стоит 30 тенге, с кучей новых отделок и, может быть, вообще напечатанная другими красками (например, более экологичными) или на экологичном материале, как сейчас это модно.Даже, при увеличении стоимости этикетки в 3 раза, это всего лишь приведёт к увеличению себестоимости на 0,5% или на эту же величину снижение прибыли. Если, по итогам этого усовершенствования упаковки, продажи вырастут на 1%, то уже это окупит увеличившиеся затраты на упаковку, а всё, что выше 1% - это увеличение общей прибыли. Думаю, увеличение на 1% - это вполне выполнимая и реальная задача продаж. Опять же если цена конкурентная и товар хорошего качества, но просто еще он “недораскрученный”.Из этого примера можно сделать два вывода:

  • Применение новых технологий для упаковки относительно дорогих товаров имеет все шансы на успех, а для дешёвых товаров это не гарантированно.
  • Рынок относительно дорогих товаров, гораздо меньший по численности потребителей (например, в приведённых примерах, напитки пьют все, а косметикой пользуются гораздо меньше людей), имеет, как правило, большую рентабельность и внедрение новых полиграфических технологий может иметь перспективу.

А, теперь вернёмся из абстракции на землю. Посмотрите на товары на полках наших магазинов. Сколько там казахстанской продукции? Мало? Откуда в наших магазинах продукция? Из Китая, Турции, России или ЕСИх рынки настолько больше нашего и, соответственно, торговые обороты, чтоим проще выделить с этих оборотов ничтожную долю для того, чтобы бороться за более современную, креативную и технологичную упаковку. А, если есть спрос на это, то и их типографии на эти деньги могут внедрять новые технологии и новое оборудование. А, что у нас? А, у нас, если нужно что-то инновационное, то заказ сразу уходит за границу. Если у нас для полиграфии не производится вообще ничего, то не трудно прикинуть, что конкурентной цена упаковки может быть только за счёт снижения прибыли отечественных типографий. Они просто нищают!х, обновлении оборудования и так далее.Пока казахстанский бизнес не перейдёт осознанно из стадии купли-продажи в стадию производства, ничего не улучшится, а только будет деградировать. И, пока казахстанское правительство, будет считать полиграфию “Сферой услуг”, несмотря на многосоттысячные (в валюте) затраты, требующиесядля создания самой простой типографии.Несмотря на очень сложное оборудование и требующийся весьма высококвалифицированныйперсонал, ничего развиваться не будет, если нет спроса.И, в итоге, мы сами сможем создавать только самые примитивные полиграфические продукты. Новые технологии и оборудование стоят дорого и наши типографии “добираются” до них только тогда, когда они уже многократно обкатаны в других странах, поставлены на конвейер, подешевели, появилось б/у оборудование и по сути они уже и не новые совсем.

  1. А, теперь рассмотрим внедрение новых технологий со стороны производителя полиграфической продукции.

Придётся повторить – в Казахстане почти ничего (есть какое-то производство плёнок, но сырьё для них, чаще всего, иностранное) для полиграфии не производится. Нашим полиграфистам приходится использовать бумагу из Китая, России или ЕС.Краски – из Китая, ЕС, Индии, Кореи, Узбекистана, Турции и так далее.Печатные машины- из ЕС, США, Китая, Японии. Полиэтиленовые гранулы обычно российского происхождения. Мастербейчи для полиэтилена из Израиля, Ирана, Китая и ЕС. И так далее и тому подобное. То есть, почти всё, что зарабатывают наши полиграфисты в тенге,конвертируется в валюту и уходит в другие страны.

За последние 10-15 лет наши офсетные типографии по объективным (почти исчезла бумажная этикетка, сильно уменьшились тиражи журналов и количество самих журналов) и субъективным (не могут отвечать современным требованиям печати и отделки) сильно просели по количеству заказов и размеру этих заказов (тиражу).Сложилась ситуация, что количество поставщиков иностранных расходных материалов для полиграфии, в некоторых областях (например, офсетные и флексографские УФ-краски) сравнялось с количеством типографий, которые могли бы эти материалы купить.Да,да!Уф-краски, которые по потреблению в мире устойчиво занимают 2-е место, в Казахстане и продать-то некому. В этой ситуации, для казахстанских типографий, казалось бы как раз всё хорошо.Высокая конкуренция между поставщиками- это благо. Но, это только на первый взгляд. У каждого товара есть достоинства и недостатки и у полиграфических материалов тоже. И у них есть срок годности! Если какой-то поставщик полиграфических материалов привез, например, ту же УФ-краску, и не продал за 12 месяцев, то получил убыток. Больше, скорее всего, этот поставщик эту ошибку не сделает и не привезёт. Так постепенно останется два-три, а то и один поставщик. Конкуренция исчезнет, и цены вырастут, неизбежно, а отсрочки платежей позабудутся. Любая монополия всегда приводит к росту цен. И, чем в итоге это обернётся для казахстанской типографии?Правильно. Её продукция подорожает и станет ещё менее конкурентоспособной для нашего рынка, заполненного иностранными производителями.Кто-то из типографийвозит часть полиграфических материаловсам. Но, при нестабильном курсе валюты, замораживание крупных сумм на материалы – это неоднозначный выбор.

Как мне не так давно сказал один владелец офсетной типографии: ”В 2015 году цены на материалы выросли почти в два раза, а я смог поднять цену на свою продукцию только на 15% - рынок не позволил больше. И что теперь я могу заработать? На что я буду развивать бизнес? А, ты о новых технологиях. При таких прибылях, кредит я никогда не отдам!”.

Почти такая же ситуация и во флексографии. У нас уже фактически создана монополия на флексографскую краску на растворителе в лице узбекистанской компании-производителя таких красок. Всё происходило по классической технологии захвата рынка: – ценовой демпинг (при хорошем качестве и больших отсрочках), - потом вытеснение конкурентов (поставщиков готовой краски), - затем снижение качества и, в итоге, повышение цен (при уже более низком качестве продукции).На мои возмущения часто слышу вопрос: “А, вам кто мешает? А, сами-то что, не можете такой же завод как в Узбекистане создать?”. Не, можем. Не окупятся затраты в обозримой перспективе при таком маленьком рынке полиграфии и таком маленьком количестве казахстанских преработчиков, а замахиваться на экспорт не приходится – вокруг страны с хорошо развитой промышленностью.Я имею в виду, малое количество казахстанских производителей того, что нужно упаковать во флексографские изделия и неспособность наших типографий выдать качественный и современный продукт за те же деньги.И происходит это так: – высокая конкуренция казахстанских и иностранных флексо-типографий, - низкая норма прибыли казахстанских типографий, -технологическое отставание казахстанских типографий, - снижение объёмов заказов, - упрощение продукции казахстанских типографий, - узкая нишевая специализация в дешёвом сегменте (пакеты для супермаркетов, немного самоклейки и термоусадки), - ещё меньше прибыль, - экономия на специалистах и потеря их, - долги, - закрытие или продажа типографии.

И нынешний “экологический ветер” сЗапада совсем не на пользу нашим типографиям.

Давайте рассмотрим на примерах

  • Переход в офсетной печати с красок на минеральной основе на “пищевые”, как лукаво заявляет один из алматинских поставщиков, на основе растительных масел, стоит типографии плюс 10-15% удорожания краски. Хорошо, если заказчик наряду с экологическими требованиями по краске согласиться доплатить, но что-то я такого не наблюдаю.
  • Переход в офсетной печати на по-настоящему почти пищевые краски (низкомиграционные) – это плюс 200-300% к цене традиционной краски на минеральном масле. И, к этому, ещё множество сопутствующих проблем: нулевая стойкость на истирание и, поэтому, обязательное лакирование специальным низкомиграционным ВД лаком, вся сопутствующая химия тоже должна быть низкомиграционной. Сколько к цене нужно будет добавить к продукции типографии? И готов ли на такие траты наш рынок?
  • Переход и в офсете, и в узкорулонной флексе на “экономичные” LED источники УФ-излучения. Да, они более долговечные, более эффективные и намного меньше тратят энергию на ИК-излучение. Всё так. Но переоборудовать печатную машину на такую сушку будет стоить десятки тысяч долларов (даже не говорю о покупке новой машины с этой технологии сушек). Эти затраты типографии должны принять на себя и надеяться, что экономия электроэнергии от этой технологии когда-нибудь компенсирует их затраты, или перенести эти затраты на потребителей –повысить цены. Много ли их клиентов поймут и оценят всю “прелесть ” новой технологии? А, где краски покупать? Если ты такой продвинутый один на рынке, то краски 100% будут только под заказ. Вряд ли поставщики полиграфических материалов выстроятся в очередь ради одного клиента и с удовольствием положат на свой склад запас таких красок, которые заметно дороже обычных УФ-красок и производителей таких красок совсем не много.
  • Переход на бесхимические офсетные пластины. О своём мнении по этому вопросу я уже писал в предыдущей статье.
  • Лаки с различными специальными эффектами тоже часто становятся проблемой – банально не хватает печатных секций. Если в полиграфически “развитых” странах печатные машины (и флексо, и офсет) 8 секций – это минимум и не редкость 10-12 печатных секций, то у нас до сих пор превалируют 4-х красочные машины в офсете и 6-и красочные во флексе. Я уже не говорю про популярные на больших или богатых рынках гибридные машины (например, офсет/флексо в letter press или флексо/цифра для печати упаковки с переменными данными или именной упаковки). Китайцы, например, выбрали свой путь. У них мало флексы, а почти вся упаковка печатается глубокой печатью в 8-10 красок. Но, у них гигантские тиражи. У нас тоже есть глубокая печать, но она не изменяется по своим возможностям с начала 2000-х годов. По этому поводу сразу вспомнил три случая.

    Один случай был уже давно, но хорошо помню. Один из алматинских производителей молочной продукции всё же решился перевести печать гибкой упаковки из Китая в Алмату. И ближайшая местная типография попыталась этому помочь, и привлекли меня. Тут и выяснилось, что китайская печать на трёхслойном полиэтилене была глубокой и в 8 красок, а у нас в распоряжении только 6-и красочная флексо-машина с центральным барабаном. Пришлось то, что китайцы не напрягаясь печатали пантонами, воспроизводить CMYK-ом. Провозились долго и результат так себе, на удолетворительно. Кстати, трёхслойный полиэтилен нам для тестовых образцов пришлось купить на Украине. Здесь ничего приличного тогда не нашли.

    Второй случай, который вспоминается, произошёл лет шесть назад и тоже в Алматы. У местного крупного производителя напитков произошёл какой-то сбой в доставке из Китая, и они стали искать размещение заказа на термоусадочную этикетку в Алмате. Я тогда работал как раз в новой типографии, которая специализировалась именно на термоусадке. И та же проблема – китайский образец толи в 8, то ли в 9 красок (точно уже не помню) и глубокая печать, а у нас в наличие 6-и красочная флексо-машина. Что нам только не пришлось делать и сколько раз переделывать формы. Кто в теме, могу только сказать, что пришлось использовать растрирование в 3%, иначе в цвет не попадали. У нас на машине поместилось только White+CMYK+Silver – вот и все наши секции. Не разгуляешься!

    Третий случай – в противовес первым двум. Недавно узнал о проекте российской типографии из одного города на реке Волга. Они хотели купить в Китае гибридную letter press машину. 11 печатных секций, из которых 8 офсетных и 3 флексографских. Да ещё два слота высечки и холодное тиснение фольгой на любой из флексо-секций. И это, в основном, для печати по металлизированному картону! Что называется – почувствуйте разницу.

    Когда к нам приезжали представители Bobst, рекламирующие свои супер передовые и мега дорогие машины, мне стало и грустно и смешно. Они смотрят на карту и видят огромное государство Казахстан, но наш полиграфический рынок по размерам сопоставим с маленькой Литвой, и даже проигрывает ей по оснащённости современным оборудованием.
     
  • Даже, казалось бы, не особенно инновационный, рынок качественных (не маечек для супермаркетов) и красиво оформленных или брендовых пакетов из HDPE. На нашу долю приходится только максимум 20%. Я был в новосибирской типографии, которая лидирует на нашем рынке таких пакетов и мне даже не с кем сравнить её оснащение с производителями в Казахстане. Мало того, что у них 4 очень приличных чешских машины с центральным барабаном шириной от 750 до 1300 мм и отличные бобинорезки, так ещё и своя смесевая станция, своё производство форм. Целый парк экструдеров разного диаметра, которые производят по 15 и более тонн плёнки в день. В день! Наш рынок для них - приятное дополнение к основным объёмам производства.
  • Есть технологии, которые в Казахстане я и не видел. Например, In-mold (вплавляемые) этикетки. Наверняка, их кто-то использует у нас, но кто производит сами этикетки здесь, я не знаю. Пару-тройку лет назад я был в типографии на юге России, которые осваивали, как раз, эту технологию. И затраты на внедрение колоссальные – несколько миллионов Евро. Уникальная печатная машина от ведущего немецкого производителя. Персонал несколько раз в год выезжал в Германию на тестирование машины и обучение. Всё было не гладко, но они упорно отстраивали технологию. Немного и я пригодился, хотя цель моей поездки была иная.
  • В прошлом году общался с руководством одной украино-российской (одна типография в России (Белгород) и одна на Украине (Харьков)) компании. С удивлением, узнал, что для алматинского завода турецкого производителя пива, металлизированную этикетку поставляют именно они. Как же так? Мы же в конце девяностых – начале двухтысячных сами двумя-тремя типографиями покрывали все потребности казахстанских потребителей! И я сам в этом активно участвовал! Начал разбираться. Оказалось всё просто. Мы завозили металлизированную бумагу из Германии, Австрии, а позже, из Китая. И всё. Остановились на этом. Не увидели развития или не смогли. А, украинцы и россияне пошли дальше. Эта типография, с которой я начал этот пример, сама металлизирует, праймирует и каландрирует бумагу и сама на ней печатает. Это точно дешевле, чем купить готовую бумагу, да ещё в Германии. В России появился завод в Казани, который вытеснил своей ценой  с нашего рынка даже китайскую металлизированную бумагу – растаможивать-то не нужно.  Может и ещё есть примеры, о которых я просто не знаю. Мода на металлизированную этикетку в Казахстане прошла, и сейчас её печатают маленькими тиражами, иногда. Вот такой пример, когда мы не смогли развиться.

Думаю, перечислять можно долго, но не имеет особого смысла. Как говориться – видит око, да зуб не имет.

Вывод:

Современные технологии в Казахстане не внедряются или не укореняются не потому, что вокруг одни ретрограды или отсталые, а потому, что нет финансовых стимулов. Нет рынка, который бы эти технологии оплатил и востребовал. А, редкие позывы рынка в современной полиграфии легко удовлетворяются иностранными производителями. Без развития перерабатывающей промышленности, как стимулятора спроса на упаковку, и, без целенаправленной государственной поддержки этой финансовоёмкой отрасли, развитие не просматривается. Тотальная зависимость от импорта полиграфического оборудования и материалов. Это не позволяет казахстанским полиграфистам получать прибыть, достаточную для самостоятельного инвестирования в новые технологии. Например, ранее офсетные пластины, не производящиеся в Казахстане, официально завозились беспошлинно, что позволяло цены держать более низкими, а теперь пошлина есть. Я сам пытался и в нашем Минфине и через комиссию ЕАЭС, совместно с московскими коллегами, объяснить и доказать, что это неправильно и ухудшает конкурентноспособность наших полиграфистов, но ничего не вышло. Сейчас в полиграфической отрасли проявилась и ещё одна проблема – дефицит квалифицированных печатников и технологов. Кто-то ушёл на пенсию, многие покинули страну, а замещение проходит очень тяжело и не всегда приходят люди, соответствующего уровня подготовки или, вообще, способные достичь такого уровня. Не престижно быть рабочим! И условия труда далеко не курортные! Уже есть примеры, когда в наших типографиях трудятся печатники из Турции, Киргизстана, Узбекистана. Большинство типографий или не хотят или не могут брать в штат технологов. Это ни к чему хорошему не приводит- типография как бы “закукливается” на одном более или менее достигнутом уровне и боится даже что-то поменять, так как не знают к чему это приведёт, а понимающего человека нет. Часто вижу, как руководство типографий выбирает консервативный путь. Они делают опору на своего, как им кажется, самого опытного печатника и он становится основным носителем технологических знаний. Я часто общаюсь с печатниками, я люблю с ними общаться, и, как технолог, вижу массу заблуждений, пробелов в знаниях, устаревших, и даже ложных, представлений о полиграфических материалах, оборудовании и о том, что такое качественная печать. Я сам работал печатником и знаю, как часто я заблуждался, как мне не хватало знаний и объективной информации, а иногда и желания что-то изучить, узнать. Но, жизнь заставляла. А в устоявшемся “болотце” некоторых типографий жизнь ничего не заставляет – и так хорошо, вроде бы.

Я изложил свой взгляд на эту проблему. Конечно, кто-то видит это иначе. Можем обменяться мнениями, при возможности. Вполне допускаю, что я наивно на эту проблему смотрю. И никакие наши типографии не бедные и не несчастные.И всё гораздо проще.Возможно, просто владельцам некоторых типографий гораздо важнее купить более современный .Ну, или съездить на очередной фешенебельный курорт, чем приобрести более современное оборудование, освоить новую технологию, нанять специалистов или обучить свой персонал. Не знаю. Может и правильно – один раз живём.

Технолог компании ВИП Системы Фанайлов В.Н.