Только теперь, считая, что вы прочитали первую часть и устранили возможные недостатки, я могу приступить именно к описанию тех вариантов испытания и выбора красок, которые я считаю более или менее применимыми в условиях реальной типографии, а не в лаборатории. Но, для начала нужно ответить на вопрос о том, для чего вы хотите поменять краску:
-
Вы ищете новую краску, так как у старой есть некоторые недостатки, которые мешают вам нормально работать?
-
Вы ищете новую краску из соображений экономии, чтобы была ниже цена, а качество печати достаточно вам на том уровне, который есть сейчас?
-
Вы ищете новую краску, так как хотите кардинально улучшить качество печати в вашей типографии?
-
Вы ищете новую краску, которая позволит вам одинаково хорошо печатать на бумагах и картонах любого качества (как на низкокачественных, так и на высококачественных) с хорошим результатом?
Для чего отвечать на эти вопросы? Для того, чтобы понять хотя бы то, что возможно ли найти то, что вы ищете.
Например, ответом на вопрос: ”Вы ищете новую краску, которая позволит вам одинаково хорошо печатать на бумагах и картонах любого качества (как на низкокачественных, так и на высококачественных) с хорошим результатом?”, будет, по-моему, конечно, в зависимости от того, что, в вашем понимании хорошее качество, такой - подобной краски нет и не будет. Поиск или желание найти “100% универсальную” краску сродни сказке. По аналогии могу спросить: ”Почему существует так много соротов бензина – ведь это всё бензин, топливо для автомобилей?”. Ответ вам, конечно же известен, - для грузовиков ( в соответствии с их задачами и особенностями) подходит один вид бензина (подешевле), а для спортивных машин такой бензин не подойдёт, к нему тругие требования и свойства его должны быть другими. Так и с красками. Зайдите на сайт любой известной красочной компании – там десятки видов и названий офсетных листовых серий красок! Они просто морочат нам голову и таким образом пытаются продать нам больше краски? Нет! В этих огромных списках есть краски, которые уже давно на рынке и заняли свою определённую нишу, краски со специальными свойствами под определённые узкие задачи и краски супер современные, что называется “на злобу дня” – то есть те, которые появились недавно и призваны решать современнейшие задачи, поставленные полиграфией буквально ”вчера”. Да, иногда эти серии, на первый, да и на второй взгляд, крайне мало отличаюся друг от друга. Но, если внимательно почитать TDS, то вы поймёте, что производителям пришлось практически дублировать все серии красок для соответствия новой экологической моде. Внимательно вчитаясь, вы обнаружите, что из какой-то серии красок исчезли минеральные масла, а из другой – кобальтовые сиккативы. Может показаться, что разница небольшая, но иногда свойства и характер красок меняется кардинально и часто не в лучшую, с позиций эксплуатации, сторону. Вот и предлагают производители на все случаи жизни и на все запросы покупателей свои варианты.
Теперь, не могу не затронуть, вариант:” Вы ищете новую краску из соображений экономии, чтобы была ниже цена, а качество печати достаточно на среднем уровне?”. Во-первых, если вы считаете, что у вас средний уровень печати и вам этого достаточно, то это уже само по себе грустно. Если в типографии, не стараются постояннно, именно постоянно, повысить качество печати, то это путь в застой и деградацию. Во-вторых, если вашим основным критерием выбора краски является её цена, то ваш “средний” уровень печати будет постоянно падать. Раскрою страшную тайну производителей красок. Самый дорогой компонент красок – это пигмент. И, если краска уж слишком дешёвая, то, скорее всего пигмента в ней минимальное количество. А это приведёт при печати к тому, что вам придётся увеличивать толщину слоёв краски, чтобы получить нужную интенсивность цвета – ведь все наши клинты любят яркую печать. Если немного дать себе труда посчитать на более или менее продолжительном тираже расход “старой” и “новой” красок по такой привлекательной по цене, то окажется, что новой краски уходит значительно больше и сэкономленная, при её покупке сумма совсем не перекрывает затраты от большего её расхода!
Вообще, мне не совсем понятна страсть пытаться экономить на краске. Если хорошо посчитать, то расход триадных красок на современных офсетных листовых тиражах с изображением в CMYK занимает 2-4%, от себестоимости тиража. По мне так лучше, иметь стабильно работающую краску, свойства которой точно понятны и, к которой печатники уже привыкли, чем каждый раз ожидать сюрпризы от новых красок, сэкономив 50-70 тенге на килограмме краски. А, если тираж будет испорчен, то вся прибыль от новой краски будет потрачена вперёд на год.
Если вы ответили сами себе на вопрос, зачем вы ищете новую краску и что хотите от этого получить, то можно перейти к самим методам выбора и сравнения красок. Нужно уточнить, что в современном мире есть два стандарта, которые регулируют выпуск и эксплуатацию современных офсетных листовых красок. Цвет красок, в зависимости от наносимого слоя, определяет стандарт ISO 2846-1. Печатные характеристики красок и технологические нормы при печати листовыми офсетными красками описывает стандарт ISO 12647-2. Если ваш поставщик, вместе с предложенной краской, может предоставить вам хотя бы сертификат ISO 2846-1 и гарантирует, что его краска соответствует нормам ISO 12647-2, то уже становится выше гарантия того, что особо неприятных сюрпризов от новой краски не будет.
-
Самый простой метод выбора и сравнения красок.
Если у вас есть та краска, которой вы работаете обычно и что-то в ней вас не устраивает, и вы решили попробовать новую краску. Если, к тому же, у вас в типографии нет даже денситометра, то этот метод для вас. Теперь по порядку:
-
Выбрать любой полноцветный файл из тех, что вы уже печатали, который содержит плашки, тексты, растяжки, тонкие растровые поля и фотографическое изображение.
-
Изготовить или заказать в репроцентре CMYK формы с этого файла. Формы нужно изготавливать без использования компенсационных кривых ростиска! Так вам легче будет оценить разницу контрастности на глаз.
-
Приготовить 1000-1500 листов бумаги, которая для вас является наиболее часто применяемой.
-
Повесить изготовленные для теста формы и произвести приладку на СТАРОЙ краске. Точно убедиться, что баланс краска-вода на всех секциях хороший и вода по минимуму.
-
Выкатать 500-750 листов на старой краске, чтобы стабилизировался профиль и краска на листе не изменяла цвет.
-
Отобрать 5-10 листов по окончании печати старой краской.
-
Не трогая установленный красочный профиль для старой краски (то есть не закрывая и не открывая шиберы), полностью вымыть печатную машину от старой краски.
-
Загрузить в красочные аппараты новую (испытываемую краску), накатать на валики и прогнать 500-750 листов, чтобы установилась уже новая краска.
-
Отобрать 5-10 листов по окончании печати новой краской.
-
Выбрать место с хорошим освещением, если нет штатного освещения над пультом управления печатной машиной. Можно даже выйти на улицу.
-
Визуально сравнить листы, отпечатанные старой краской и листы с новой краской.
Какие могут быть выводы при сравнении:
-
Изображение старой и новой краской визуально практически не отличаются. Это означает, что если новая краска равна по цене старой или незначительно дешевле, то нет особого смысла в замене красок и продолжении сравнительных испытаний.
-
Изображение старой краской ощутимо ярче и насыщеннее, чем новой краской. Значит, если ноавя краска заметно дешевле, то производитель уменьшил количество пигмента в краске и выгода от её низкой цены, скорее всего, никакой экономии не даст, а печатнику нужно будет печатать более толстыми слоями краски, что приведёт к росту разнооттеночности и более долгой сушке (это не обязательно, но возможно).
-
Изображение новой краской ощутимо ярче и насыщеннее, чем старой краской. Значит пигментация новой краски выше, и если эта краска не на много дороже или равна по цене старой краске, или, тем более дешевле, то есть смысл продолжить испытания этой краски дальше на нормальном тираже, чтобы увидеть как эта новая краска печатает в течение более длительного времени.
-
Если новая краска заметно интенсивнее на оттиске, сравните отпечатанное ей фотографическое изображение. Если фотография, напечатанная новой краской, не будет выглядет лишённой теней и полутеней (как плоское изображение, состоящее преимущественно из плашек), то, вероятно, вам попалась вполне хорошая краска для испытаний и нужно к ней отнестись внимательно.
-
Простой метод сравнения с научными и инструментальными элементами
Если в вашей типографии есть денситометр, то можно провести сравнительные испытания на более высоком уровне. Даже, если ваш денситометр не в лучшем состоянии и никогда не калибровался, то он всё равно пригодится – главное, чтобы работал.
Сначала проводятся те же приготовления и действия, как и впервом пункте этой статьи (Самый простой метод выбора и сравнения красок), но есть дополнительные действия. При подготовке форм нужно сделать несколько модернизаций и немного дополнить порядок действий. Бумаги для испытаний краски этим методом понадобится, возможно, больше, так как это метод содержит в себе сразу два метода. Но в этом случае и результатов будет больше полезных и более точная оценка – не только “на глаз”, но и в цифровом виде.
Итак:
-
Выбрать любой полноцветный файл из тех, что вы уже печатали, который содержит плашки, тексты, растяжки, тонкие растровые поля и фотографическое изображение. При подготовке файла, заранее, в шкале Фогра или её иммитации в хвосте листа обязательно должны быть шкалки 100,80 и 40% , расположенные рядом в одном блоке и близко к центральной части шкалы Фогра (ближе к центру затем, чтобы максимально избежать деформации листа и тем самым минимизировать скольжение и дробление). Они понадобятся для измерения растискивания. Как можно ближе к геометрическому центру (в центре листа) тестового изображения необходимо внедрить ещё два поля 75 и 100%. Эти поля должны быть для каждого цвета триады CMYK и при полноцветной печати не должны перекрываться друг другом (не налагаться друг на друга). Эти шкалы нужны для измерения коэффициента контрастности.
-
Изготовить или заказать в репроцентре CMYK формы с этого файла. Формы нужно изготавливать без использования компенсационных кривых ростиска! Так вам легче будет оценить разницу контрастности на глаз.
-
Приготовить 1000-1500 листов бумаги, которая для вас является наиболее часто применяемой.
-
Повесить изготовленные для теста формы и произвести приладку на СТАРОЙ краске. Точно убедиться, что баланс краска-вода на всех секциях хороший и вода по минимуму.
-
Выкатать 500-750 листов на старой краске, чтобы стабилизировался профиль и краска на листе не изменяла цвет.
-
Отобрать 5-10 листов по окончании печати старой краской.
-
Накатать очень много СТАРОЙ краски на валики всех четырёх CMYK цветов и, отключив подачу краски из красочного аппарата, выкатать 200-300 листов, чтобы на первых листах было очень большое количество краски всех цветов (желательно, чтобы плотность всех была больше Dv=2,0), а к концу печати этих 200-300 листов плотность на всех (обязательно всех) цветах CMYK должна упасть (выкататься) до значения ниже Dv=1,0.
-
Аккуратно отложить в сторону всю пачку бумаги с этими тестовыми листами со старой краской для высыхания.
-
Не трогая установленный красочный профиль для старой краски (то есть не закрывая и не открывая шиберы), полностью вымыть печатную машину от старой краски.
-
Загрузить в красочные аппараты новую (испытываемую краску), накатать на валики и прогнать 500-750 листов, чтобы установилась уже новая краска.
-
Отобрать 5-10 листов по окончании печати новой краской.
-
Накатать очень много НОВОЙ краски на валики всех четырёх CMYK цветов и, отключив подачу краски из красочного аппарата, выкатать 200-300 листов, чтобы на первых листах было очень большое количество краски всех цветов (желательно, что плотность всех была больше Dv=2,0), а к концу печати этих 200-300 листов плотность всех (обязательно всех) цветов CMYK должна упасть (выкататься) до значения ниже Dv=1,0.
-
Аккуратно отложить в сторону всю пачку бумаги с этими тестовыми листами с новой краской для высыхания.
-
Выбрать место с хорошим освещением, если нет штатного освещения над пультом управления печатной машиной. Можно даже выйти на улицу.
-
Визуально сравнить листы, отпечатанные старой краской и листы с новой краской.
Примерный вид полей для измерения ростиска при испытании красок
-
После того, как вы всё повторили как в 1-м пункте и, визуально оценив результат, пришли к выводу, что новая краска достойна внимания, то как раз здесь пригодится ваш денситометр.
-
Для этого необходимо измерить на 5-10 листах со СТАРОЙ краской, которые вы ранее отложили, денситометром параметр ростиска (Dot gain) на полях 40, 80 и 100%, которые для этого и были введены в тестовый файл. У вас появятся данные ростиска. Например:
40%- 30
80% - 19
Ввыведите среднее арифметическое ваших 5-10 измерений этих парметров.
-
Измерьте на 5-10 листах с НОВОЙ краской, которые вы ранее отложили, денситометром параметр ростиска (Dot gain) на полях 40, 80 и 100%, которые для этого и были введены в тестовый файл. У вас появятся данные ростиска. Например:
40%- 30
80% - 19
Ввыведите среднее арифметическое ваших 5-10 измерений этих парметров.
Эти ростиски понадобятся вашим допечатным специалистам для построения новых компенсационных кривых для изготовления форм (рекомендую для построения использовать полином 4-го порядка) для НОВОЙ краски.
-
Сравните величины ростиска при использовании старой и новой краски. Если ростиск при новой краске меньше, чем при старой краске, то это ещё один дополнительный довод в пользу новой краски.
-
Если же величины ростиска при печати новой краской окажутся выше, чем при печати старой краской, то нужно будет продолжить испытания. И для этого мы уже предусмотрели и отложили по 200-300 листов с понижением плотностей красок от высокой до низкой для старой и новой красок. Для дальнейшей оценки мы можем воспользоваться коэффициентом контрастности Ширмера. Подробнее о нём вы можете найти информацию в интернете или в моей книге:
-
Сначала понадобится та стопка бумаги (200-300 листов), которая со СТАРОЙ краской. Необходимо разметить 4 таблицы (на каждый цвет отдельно C,M,Y.B) и внести туда измерния 75 и 100% полей каждого 7-го или 10 листа из стопки (измерили, отсчитали 7-10 листов, снова измерили и так далее до последнего 300-го листа – результаты в таблицу). Получится четыре таблицы, выглядящие примерно так:
-
Произвести расчёты и заполнить оставшиеся две колонки (формулу вычислений можно взять в интернете или в моей книге).
-
Теперь понадобится та стопка бумаги (200-300 листов), которая с НОВОЙ краской. Необходимо разметить ещё 4 таблицы (на каждый цвет отдельно C,M,Y.B) и внести туда измерния 75 и 100% полей каждого 7-го или 10 листа из стопки (измерили, отсчитали 7-10 листов, снова измерили и так далее до последнего 300-го листа – результаты в таблицу. Получится ещё четыре таблицы.
-
В итоге должно получиться по 4 таблицы для каждой краски. То есть всего 8.
-
На фото видно, что более толстым шрифтом выделена строка, где “Приведённая контрастность-“ В””, имеет самое большое значение. Та плотность краски из первой колонки, которая соответствует этому самому большому значению приведённой контрастности и есть плотность, при которой нужно печатать этой краской, чтобы контрастность печати была максимальной. То есть мы должны получить 4 таких плотности (для каждого цвета) для СТАРОЙ краски, и 4 плотности для НОВОЙ краски.
-
Например, у вас получилось:
Старая краска:
-
Black – 1,67
-
Cyan – 1,33
-
Magenta – 1,40
-
Yellow – 1,25
Новая краска:
-
Black – 1,84
-
Cyan – 1,60
-
Magenta – 1,63
-
Yellow – 1,47
Чем выше значение плотности , при корторой достигается максимальная контрастность, тем лучше. Например, если при использовании старой чёрной краски максимально контрастная печать достигалась при Dv=1,67, то если вам, по какой-то причине, нужно было печатать более высокой плотностью, тогда с каждым новым дополнительным процентом плотности, ваша печать в тенях и полутенях будет всё менее оличаться и начнёт больше походить на плашку –контрастность будет исчезать.
Если же, наоборот, плотности при печати старой краской контрастность достигалась при более высокой плотности, чем новой краской, то смысл в применении новой краски исчезает. Тогда эта НОВАЯ краска ХУЖЕ старой!!!
Иногда бывает, что часть плотностей по отдельным цветам старой краски по контрасности лучше, чем у новой, а часть хуже. Тогда можно сделать вывод, что краски примерно равны и выбирать не из чего.
-
Почти научный метод подбора офсетной листовой краски
В названии пункта я написал “почти научный метод”. “Почти” – потому, во-первых, что, как бы мы не старались сохранять шиберы в красочных аппаратах при смывке и переходе от старой краски к новой в идеально том же положении, то даже небольшая разница в реологии красок всё же даёт нам разную толщину слоёв краски на бумаге. Пусть эта разница и не очень большая, но на точность результата она всё же влияет. Во-вторых, стандарт ISO 2846-1 чётко определяет толщину слоя краски 0,7-1,3 микрона, при которых должны производиться измерения цвета офсетной краски. Мы в типографии не можем проверить толщину слоёв краски, поэтому нарушение стандарта возможно. В лабораторных исследованиях применяются специальные устройства, которые позволяют задавать нужную толщину слоя краски. В-третьих, стандарт определяет строго тип бумаги, на котором проводятся испытания красок. Мы же в типографии проводим тест на далеко не идеальной по многим параметрам бумаге и не самого высокого качества. Но, всё же “почти научные” тесты и испытания - это наиболее точные и объективные данные, которые можно получить в реальной типографии.
Данный метод является объединением двух предыдущих, с некоторыми изменениями. И для проведения этих испытаний понадобится уже откалиброванный СПЕКТРОДЕНСИТОМЕТР (прибор который измеряет уже не только плотности и растискивание, но и координаты цвета – то есть сам цвет). Я предпочитаю измерения в системе CIE Lab.
Сформулируем последовательность:
-
Выбрать любой полноцветный файл из тех, что вы уже печатали, который содержит плашки, тексты, растяжки, тонкие растровые поля и фотографическое изображение. При подготовке файла, заранее, в шкале Фогра или её иммитации в хвосте листа обязательно должны быть шкалки 100,80 и 40% , расположенные рядом в одном блоке и близко к центральной части шкалы Фогра (ближе к центру затем, чтобы максимально избежать деформации листа и тем самым минимизировать скольжение и дробление). Они понадобятся для измерения растискивания. Хорошо бы добавить где то рядом со шкалами 40,80,100% шкалу с 50-ти % полем. Дело в том, что в стандарте ISO 12647-2 акцент делается на растискивание именно на 50% поле, а 40 и80-ти% поля считаются дополнительными и значения растискивания по ним даны в виде кривых, то есть их значения растискивания вам придётся вычислять по кривым самим. Как можно ближе к геометрическому центру (в центре листа) тестового изображения необходимо внедрить ещё два поля 75 и 100%. Эти поля должны быть для каждого цвета триады CMYK и при полноцветной печати не должны перекрываться друг другом (не налагаться друг на друга). Эти шкалы нужны для измерения коэффициента контрастности.
-
Изготовить или заказать в репроцентре CMYK формы с этого файла. Формы нужно изготавливать без использования компенсационных кривых ростиска!
-
Приготовить 1000-1500 листов бумаги, которая для вас является наиболее часто применяемой.
-
Повесить изготовленные для теста формы и произвести приладку на СТАРОЙ краске. Точно убедиться, что баланс краска-вода на всех секциях хороший и вода по минимуму.
-
Выкатать 500-750 листов на старой краске, чтобы стабилизировался профиль и краска на листе не изменяла цвет.
-
Отобрать 5-10 листов по окончании печати старой краской.
-
Накатать очень много СТАРОЙ краски на валики всех четырёх CMYK цветов и, отключив подачу краски из красочного аппарата, выкатать 200-300 листов, чтобы на первых листах было очень большое количество краски всех цветов (желательно, чтобы плотность всех была больше Dv=2,0), а к концу печати этих 200-300 листов плотность на всех (обязательно всех) цветах CMYK должна упасть (выкататься) до значения ниже Dv=1,0.
-
Аккуратно отложить в сторону всю пачку бумаги с этими тестовыми листами со старой краской для высыхания.
-
Не трогая установленный красочный профиль для старой краски (то есть не закрывая и не открывая шиберы), полностью вымыть печатную машину от старой краски.
-
Загрузить в красочные аппараты новую (испытываемую краску), накатать на валики и прогнать 500-750 листов, чтобы установилась уже новая краска.
-
Отобрать 5-10 листов по окончании печати новой краской.
-
Накатать очень много НОВОЙ краски на валики всех четырёх CMYK цветов и, отключив подачу краски из красочного аппарата, выкатать 200-300 листов, чтобы на первых листах было очень большое количество краски всех цветов (желательно, что плотность всех была больше Dv=2,0), а к концу печати этих 200-300 листов плотность всех (обязательно всех) цветов CMYK должна упасть (выкататься) до значения ниже Dv=1,0.
-
Аккуратно отложить в сторону всю пачку бумаги с этими тестовыми листами с новой краской для высыхания.
-
Измерьте на 5-10 листах со СТАРОЙ краской, которые вы ранее отложили, денситометром параметр ростиска (Dot gain) на полях 40, 80 и 100%, которые для этого и были введены в тестовый файл. У вас появятся данные ростиска. Например:
40%- 30
80% - 19
Ввыведите среднее арифметическое ваших 5-10 измерений этих парметров.
Измерьте также растискивание на 50% растровом поле на 5-10 листах и
И выведите среднее арифметическое полученных данных и для 50% процентного поля. Запишите их.
-
Измерьте на 5-10 листах со НОВОЙ краской, которые вы ранее отложили, денситометром параметр ростиска (Dot gain) на полях 40, 80 и 100%, которые для этого и были введены в тестовый файл. У вас появятся данные ростиска. Например:
40%- 30
80% - 19
Ввыведите среднее арифметическое ваших 5-10 измерений этих парметров.
Эти ростиски понадобятся вашим допечатным специалистам для построения компенсационных кривых для изготовления форм(рекомендую для построения использовать полином 4-го порядка).
Измерьте также растискивание на 50% растровом поле на 5-10 листах и выведите среднее арифметическое полученных данных. Запишите их.
-
Сравните величины ростиска на 40 и 80-ти% полях при использовании старой и новой краски. Если ростиск при новой краске меньше, чем при старой краске, то это ещё один дополнительный довод в пользу новой краски.
-
Вот теперь начинается отличие этого метода от предыдущего. Сравните данные ростиска на 50% поле для старой и новой краски с нормами стандарта ISO 2846-1 (эти нормы вы можете найти в интернете или в моей статье “Как печатать в офсете по ISO?” на этом же сайте).
Оцените значения ростиска при печати какой краской (старой или новой) ближе к значениям стандарта. Если значения новой краски ближе, то это значит, что она меньше эмульгирует и это может быть ещё одним дополнительным фактором в пользу новой краски. Если же, растискивание при печати новой краской хуже коррелируется со стандартом (ростиск и на 40,80% полях тоже должен быть больше), то опять стоит задуматься о том, что новая краска не подходит вам.
Например, вами получены значения:
Для 50-ти% поля при старой краске - 25% (при норме по стандарту 15%)
Для 50-ти % поля при новой краске – 21% (при норме по стандарту 15%)
Ростиск на новой краске ниже и это выигрышный момент. То, что ростиски так далеко от нормы (15%) не страшно – это нивелируется построением компенсационных кривых при выводе форм.
-
Определяем плотность с максимальной контрастностью, используя коэффициент контрастности Ширмера.
Сначала понадобится та стопка бумаги (200-300 листов), которая со СТАРОЙ краской. Необходимо разметить 4 таблицы (на каждый цвет отдельно C,M,Y.B) и внести туда измерния 75 и 100% полей каждого 7-го или 10 листа из стопки (измерили, отсчитали 7-10 листов, снова измерили и так далее до последнего 300-го листа – результаты в таблицу). Получится четыре таблицы. Максимальная контрасность для разных цветов CMYK, наверняка, обнаружится не на одном и том листе, а на разных. Подпишите как-то эти листы, чтобы вернуться к ним позднее.
-
Теперь понадобится та стопка бумаги (200-300 листов), которая с НОВОЙ краской. Необходимо разметить ещё 4 таблицы (на каждый цвет отдельно C,M,Y.B) и внести туда измерния 75 и 100% полей каждого 7-го или 10 листа из стопки (измерили, отсчитали 7-10 листов, снова измерили и так далее до последнего 300-го листа – результаты в таблицу. Получится ещё четыре таблицы. Максимальная контрасность для разных цветов CMYK, наверняка, обнаружится не на одном и том листе, а на разных. Подпишите как-то эти листы, чтобы вернуться к ним позднее.
-
Определяем по таблицам плотности с максимальной контрастностью для старой и новой краски. Если плотность с высокой контрастностью у новой краски выше, то продолжаем исследование. Если же плотность с высокой контрастностью СТАРОЙ краски выше, то можно завершить исследования. Новая краска хуже старой.
-
В случае, если новая краска показала выигрышные значения по коэффициенту контрастности, то можно продолжить её испытания. Но и старую краску следует включить в продолжение испытаний, чтобы было с чем сравнивать. Для этого нужно измерить спектроденситометром координаты Lab 100% плашек именно на тех листах со старой и новой красками, где было обнаружена та плотность красок, где максимальная контрастность. Например:
На листе номер 110 (я предположил, что вы пронумеровывали листы, где проводили измерения) со старой краской, где цвет Black показал максимальную контрастность при плотности Dv=1,67.
Измеряем координаты цвета спектроденситометром в CIE Lab и, например, получаем результаты:
L= 19
a= -2
b= 5
Смотрим каковы стандарты для этой краски и для подобной бумаги в ISO 12647-2:
L=16
a= 0
b=0
Делаем вывод, что старая краска слишком светлая (скорее всего недостаток пигмента), слишком зелёная и слишком жёлтая.
Измеряем 100% плашку на листе с новой краской, где у нас максимальная контрастность была достигнута при Dv=1,84. Например, получены такие результаты:
L=17
a= 1
b= 0,5
Очевидно, что новая краска гораздо ближе с стандарту цвета Black, чем старая краска. Поэтому преимущество за новой краской.
Такие измерения нужно провести по всем цветам CMYK и для старой краски и для новой.
Не исключаю, что в одной триаде, что старой, что новой красок, может оказаться, что часть цветов ближе к стандарту, а часть хуже соответствуют, чем у конкурентной краски. Если, например, у новой краски три цвета лучше подходят к стандарту, то лучше выбрать всю эту триадную серию. Или наоборот, оставить всю триаду старой краски. Рекомендую при хромотографических измерениях особое внимание обращать на параметр “L” – он почти напрямую отражает количество пигмента в краске. Чем меньше значение “L”, тем тоньше слой краски понадобится положить на лист для достижения нужного цвета. А, это прямая экономия краски и большее удобство для печатников - стабильно держать в тираже более тонкий слой краски легче и разнооттеночность уменьшится, а при наложениях цвета будут более яркими.
Ни в коем случае не допускается применение красок разных производителей при одновременной печати, или даже разных серий одного производителя. То есть, если, например, цвет Cyan у старой краски лучше подходит под стандарт цвета, а все остальные цвета лучше подходят от новой краски, то нельзя ставить на печатную машину Cyan от старой краски, а Black, Magenta,Yellow от новой краски. Это не допустимо. Каждая триадная серия по реологии и добавкам разрабатывается комплексно. Кроме того здесь ещё важны такие печатные параметры, как печатный треппинг и образование бинарных цветов. Короче, нельзя!
Может возникнуть ситуация, когда часть исследованных параметров старой краски лучше чем у новой, а часть параметров лучше у новой, чем у старой. В этих случаях я составляю таблицу, где записываю важные параметры красок (включая и цену, например) и ставлю “+” и”-” каждой краске. Та краска, которая наберёт больше плюсов, ту я и считаю на данный момент более подходящей, до тех пор, пока не появится краска по настоящему лучше.
Надеюсь, то, что я изложил в этой статье поможет вам не ошибиться в выборе красок для листового офсета и станет шагом к улучшению качества печати в вашей типографии.
Технолог компании ВИП Системы Фанайлов В.Н.