Блеск, привлекательность и качество печатной продукции
Проблема разнообразия технологий. Все смешалось в полиграфических технологиях. Сегодня даже полиграфисту трудно по внешнему виду дать четкие разграничения между технологиями: печать глянцевыми красками и печать красками Уф полимеризации, лакирование лаком УФ полимеризации и ламинирование, припрессовка пленки и ламинирование, каширование и лакирование кроющими лаками, печать металлизированными красками и лакировать металлизированными лаками.
Лак по определению – покрытие блестящее и прозрачное. Однако появились непрозрачные (кроющие) лаки, матовые лаки, окрашенные лаки и многие другие.
При склеивании двух материалов, если хотя бы один прозрачный, то это ламинирование или припрессовка пленки, а, если оба непрозрачные, то – каширование. При лакировании с испольованием УФ лаков - наносим на материал жидкий полимер и подвергаем его полимеризацию, используя для этой цели УФ-излучение. После такого лакирования на поверхности материала создается прочная пленка. И, если вы увидите два человека, которые передают из рук в руки журнал и пытаются ногтем отковырнуть пленку с угла обложки, то можете не сомневаться, что наблюдает сцену спора двух технологов, которые пытаются понять, обложка журнала залакирована УФ лаком или заламинирована.
При лакировании пленка лучше держится на поверхность бумаги, но лаковая пленка более хрупкая чем ламинат и быстрее ломается (образует заломы). Качество лакирования можно проверять приклеиванием липкой ленты (скотч). Если при снятии скотча поверхность остается глянцевой, то глянцевый лак нанесен правильно.
Но это еще не все. Используют при лакировании перламутровые лаки, металлизированные (под золото, бронзы или серебро), интерферационные. Все эти лаки кроющие, непрозрачные. Следовательно, можно по конечному результату говорить о непрозрачной пленке, а это уже каширование. Можно провести припрессовку пленки, когда на пленке предварительно нанесены узоры, и не простые, а голографические и сама бумажная основа, на которой пленка припрессовывается, служит отражателем.
Ламинирование, припрессовка пленки и каширования могут быть только сплошными, лакирование – и фрагментарным. При кашировании использует непрозрачные материалы, включая готовые оттиски на бумаге. Ламинирование выгодно при малых тиражах, припрессовка пленки и лакирование – при средних и больших тиражах. Вспомним последнюю рекламу: женщины уже не лакируют ногти, им предлагают приклеивать прозрачные и цветные пленки, т.е. ламинировать и кашировать.
Часто эффект глянца или матовости получают в процессе печати оттисков, используя глянцевые или матовые бумаги или глянцевые или матовые краски. Это особенно важно, когда на оттиске имеется и текст и иллюстрации. Текст на глянцевой поверхности создает проблемы при чтении. Блестящая поверхность утомляет и читающий должен постоянно избегать блеска (световые «зайчики»). В таких случаях используют матовые поверхности, на которой проводят печать глянцевыми масляными красками (с увеличенным содержанием воска и смол) или УФ-красками. И так как на иллюстрациях краски много и в нескольких слоях, то иллюстрации получаются глянцевыми. Текст покрывает не более 10% запечатываемой площади, а матовый фон повышает удобочитаемость текста.
Для создания фактуры по всей площади запечатываемой поверхности используют гренирование (тиснение по всех поверхности материала с применением специальных каландров). Однако печать на такой поверхности текста ухудшает его четкость и читаемость. Печатать текст лучше на гладкой матовой поверхности, а если нужен участок с фактуры, то наносят лаковый слой, создающий соответствующую фактуру.
Стрельба из лука и выбор технологии
Все технологии переплелись и многие из них взаимозаменяемы. И, чтобы выбрать соответствующую технологию необходимо учитывать не только конечный эффект, но и экономические и временные факторы, а также возможности самого производства, наличие требуемых материалов, оборудования и исполнителей.
И, наконец, блестящая или матовая обложка или упаковка выделяет упакованный, таким образом товар и привлекает внимание, что особенно важно при реализации печатных изданий (журналов, книг, брошюр, альбомов), упакованного и этикетированного товара. Человек напоминает иногда своими повадками сороку. Его привлекает все блестящее и сверкающее. В русском языке уже используют термин «глянцевый журнал», «глянцевое издание». Эту потребность рынка должны удовлетворить рассмотренные вкратце технологии. Однако проблема выбора не упрощает жизнь технологов, исполнителей заказчиков.
Источник: printomat.ru